Колонны и арки древних зодчих
Рубрика: Архитектура и дизайн |
Опубликовано: 3 августа 2015 | Отзывов: 0
Для того чтобы перекрыть дверной, оконный или другой проем, древние строители укладывали на стены перемычки — камни или деревянные балки. Чем больше был пролет, тем мощнее нужна была перемычка. Тяжелые камни трудно поднимать наверх, и проем стали перекрывать аркой. Ее возводили с двух сторон снизу вверх из небольших камней или кирпичей. Их укладывали по деревянному каркасу — кружалам. Конструкцию фиксировали клиновидным замковым камнем в центре арки. Древние египтяне и греки редко возводили арки, зато римляне строили циркульные арки по всей территории Римской империи. В средние века каменщики изобрели более совершенную стрельчатую готическую арку. Сегодня из стали и бетона делают прочные перемычки любых размеров, поэтому арки используют редко.
Ионические капители
Колонну венчает капитель, на которую опирается арка или перемычка. Греческие ионические капители состоят из пары спиральных завитков — волют. Между волютами находится эхин — круглая плита, украшенная резными иониками — рельефами в виде овалов и дротиков. Над волютами лежит плоская плита с лиственным узором — абака.
Ордер
Древние греки строили здания, следуя правилам трех ордеров, или стилей. Каждому ордеру соответствуют определенные пропорции здания и формы его деталей. Главные части ордера — это несущие колонны и лежащая на них стена — антаблемент. Он состоит из 3 частей: архитравной балки, фриза и карниза. Дорические колонны покрывали вертикальными желобками — каннелюрами. Капитель была гладкой без орнамента. Фриз украшали метопы — каменные плиты с рельефами, вставленные между триглифами — торцами балок. Два других ордера отличались стройными колоннами с базами, резными сложными капителями и карнизами. Римские архитекторы создали простой тосканский и сложный композитный ордеры.
Тесаный орнамент
Циркульная арка Кентерберийского собора в Англии была возведена , когда собор перестраивали после пожара. Монах Гервазий составил описание работ в соборе. Из его труда ясно, что узор на арках был выполнен топориком. Этим объясняется простота геометрического орнамента. Его название — «собачьи клыки».
Резные узоры
В конце XII в., когда строительные работы в Кентербери были возобновлены, в соборе стали возводить готические стрельчатые арки. Гервазий сообщает, что новые арки были украшены уже с помощью резца или скарпели. Тонким инструментом каменщик сумел вырезать изысканный орнамент — «шляпки гвоздей».
Арки на колоннах
Строительство Большой мечети в Кордове начал в 785 г. Абдуррахман I, мусульманский правитель Испании. Для ее постройки он пригласил мастеров из Сирии. Чтобы увеличить высоту здания, они водрузили одну аркаду на колонны другой. Арки этой впечатляющей 2-ярусной конструкции были выложены из чередующихся светлых и темных камней.
Причуды зодчих:
Во времена позднего Средневековья появились новые декоративные формы колонн. Эти причудливо изогнутые и витые колонны из собора в городе Феррара (Италия) не выдержали бы вес тяжелой стены над ними. Поэтому строители чередовали их с обычными прямыми колоннами, чтобы конструкция стала прочной. Тогда же появилась и килевидная форма арки, составленная двумя S-образными линиями.
Добавить комментарий